Учебное пособие ОБРАЗНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИОННОГО МАСТЕРСТВА Пшеничникова Людмила Харлампиевна 8 912-945-64-72
Сегодня общество подошло к такой черте своего научно- технического и экологического бытия, когда вопросы выживания человечества становятся важнейшей проблемой современности. Данная ситуация требует развития не только научного познания, но и перестройки логики мышления на гума- нитарные принципы созидания мира.
Во всяком акте творчества автор исходит из самого себя. Построение идеи художественного произведения – это момент диалога личности автора со своим другим «я». Умение держать диалог внутри себя в будущем позволит специалисту вести понимающий разговор с другой личностью, потенциальным заказчиком архитектурного объекта. Для потребителя архитектура выступает как материальное и смысловое воплощение его индивидуального мира. И здесь субъективные содержания личностей должны сойтись в диалоге. «Осознание того, что архитектор в своём творчестве создаёт новую пространственную модель бытийно-смысловой реальности, вынуждает развивать в себе способность вживаться в разнообразные социальные, смысловые миры, переживать их как собственные»1. Отсюда возникает необ- ходимость формирования «участного»2 мышления. Это вопрос воспитания художественного чувства как надёжного инструмента восприятия себя и окружающего мира.
Сама реальность в различных её проявлениях является объектом для познания и импульсом для созидания. Чтобы разглядеть существенное во внешних обстоятельствах, необходимо выработать «избыток видения – это почка, где дремлет форма, откуда она развёртывается как цветок»3. Индивидуальное проникновение в смысл предмета позволит воплощение различных модификаций проявления существенного, что является частным случаем общего. Отсюда следует, что в глубочайших основах формообразование предстаёт не только как субъективный процесс самовыражения автора, но и как специфический закономерный акт единства объективного и субъективного.
Архитектурное творчество рассматривается здесь не только как «открытие новых смысловых миров»4, а как исследовательская деятельность творческого метода создания собственного произведения, как осмысленный подход к процессу творения. «Эстетическая деятельность начинается тогда, когда рождение и построение идеи осмыслены самим творцом»5. Важность сознательного подхода творческой деятельности очевидна, ибо личность творца несёт ответствен- ность внутри социальной жизни. В понимании М. Бахтина
«сознавать – это знать своё бытие. И это значит – знать бытие другого – в одном акте»6. Всё это является основанием для создания новых путей вхождения в творчество, усвоения специальных методов деятельностного аспекта в преобразо- вании определённых эстетически значимых смыслов в ценность архитектурно-художественной культуры.
В данном пособии представлен материал учебного практикума «Проблемы композиционного мастерства», который, в методическом отношении со статусом «экспериментального», способствует углублённому изучению композиции в контексте получения специальных знаний. Целью является развитие индивидуального языка в архитектурно-художественном формообразовании, а также расширенное и наиболее логически последовательное рассмотрение осмысленного подхода к собственному творчеству.
В качестве метода, акцентирующего внимание студента на сознательную деятельность и поиск оригинальной идеи, предлагается образно-композиционное моделирование архитектурной формы на основе изучения прототипов, в частности, неархитектурного характера. Здесь имеется в виду не подражательная передача сложных впечатлений от объекта, а раскрытие его феномена, обладающего смысловым значением. Это достигается через аналитическую проработку материально-вещественных свойств прототипа и образное сформирование эмоционального отношения к нему. Однако, чтобы интерпретация соответствовала сущности явления, необходимы точное наблюдение и ясное мышление. На самом же деле, построение идеи любого произведения – это момент диалога личности автора со своим другим «я» относительно объекта-прототипа; «целостная форма обще- ния двух сознаний»7; это один из сознательных подходов в формотворчестве.
Материал излагается в ключе принципа «триединой целостности» построения формы, опираясь на методологию гуманитарных знаний, рефлексивного, феноменоло- гического анализа, и во многом имеет характер авторской интерпретации. Представленная информация получена на основе авторских разработок, выполненных на кафедре
«Архитектура» при Ухтинском государственном техническом университете. На рассмотрение вынесены работы, в качестве прототипов которых являются картины Марка Шагала. Для сравнения отобраны композиции двух периодов, представленных разным составом студентов. Картины сопровождаются комментариями. А также включены разделы, в которых прообразы связаны с конкретными личностями, городским пространством и этнической культурой.
В приложении представлена теория цвета с точки зрения гётеанизма (композиционно-феноменологического или научно-творческого метода познания действительности).
|