Учебное пособие ОБРАЗНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. ПРОПЕДЕВТИЧСЕКИЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ АРХИТЕКТОРОВ
Пшеничникова Людмила Харлампиевна 8912-945-64-72 vvp.1966@mail.ru
Если говорить об архитектуре как о художественном явлении, то она не относится к свободным видам искусства. Формообразование в архитектуре – это закономерное отражение объективных зависимостей, существующих в материальной, психической и духовной сферах жизни человека. Поэтому поиск закономерностей в творчестве при решении художественных проблем становится всё более актуальной задачей в учебном процессе. В данном учебном пособии отражён десятилетний опыт работы автора со студентами кафедры «Архитектура» Ухтинского государственного технического университета по проблемам изучения художественной специфики архитектурного формообразования. Здесь выдвинута концепция построения архитектурно-художественной формы на основе поэтапного процесса, способствующего распознавать образы идей в наличной действительности и преобразовывать их в архитектурные замыслы, что явилось движением к осмысленному подходу в формотворчестве. Начало пособия представлено в упражнениях по из- учению языка творческой архитектурной деятельности, в которых присутствует формальный характер. Это даёт возможность их наполнения пропедевтическим содержанием. Тематическое графическое и объёмно-пространственное моделирование рассчитано на приобретение навыков целенаправленного композиционного творчества. Поскольку композиционное моделирование является основой архитектурного проектирования, здесь ставится цель формирования методической базы профессиональной деятельности. Работы выстроены по принципу от «простого к сложному», включая курсовые работы и промежуточные упражнения познавательно-созидательного уровня. По качеству информации курсовые работы представлены как образно- композиционные модели с графическими или объёмно- пространственными характеристиками, претендующими на художественно-значимый объект с символическими и знаковыми особенностями. Данный факт расширен в идею систематизированного построения специальных вопросов практики освоения образного моделирования, позволяющих синтезировать отдельные этапы учебного процесса (композиционную и проектную) в единую комплексную систему. Это отражено в курсовых работах по основам архитектурного проектирования и в дипломных проектах. Автор осознаёт, что принятый им подход не претендует на полное освещение спектра вопросов, связанных с проблематикой осмысленного построения архитектурно-художественного образа. Это требует дальнейшей углублённой проработки. Изложение во многом носит характер автор- ской интерпретации самой концепции архитектурной формы. Исследование опирается на методологию гуманитарных знаний, рефлексивного и феноменологического анализа, а также формируется на практических и эксперименталь- ных авторских разработках, выполненных на кафедре «Архитектура» Ухтинского государственного технического университета.
|